По мнению экспертов, в стране существует значительный перекос между престижностью некоторых специальностей в вузах и уровнем трудоустройства их выпускников по окончанию обучения. То есть, к примеру, столь популярные сейчас факультеты международных отношений, менеджмента и экономики на деле учат будущих безработных, так как на рынке труда для молодых специалистов просто нет должностей. Это создает проблемы как самим выпускникам, так и потенциальным работодателям.
Как поясняют эксперты, в Беларуси есть значительное несоответствие между популярностью специальностей и возможностью в будущем трудоустроиться по специальности. К примеру, многие молодые люди стремятся получить образование дипломата, хотя таких вакансий практически нет. В основном такое обучение рассматривается как возможность повысить свой статус в глазах возможных работодателей, так как диплом факультета международных отношений до сих пор ценится. Но если выпускник на протяжении нескольких месяцев, а то и лет не находит себе работы, то появляется вопрос о его профпригодности и необходимости подтверждения полученных в университете знаний.
Есть и другие проблемы, связанные с несоответствием теоретических знаний, полученных в вузе, и тех умений, которыми должен обладать хороший специалист. Например, многие студенты-журналисты рады своему поступлению в университет или университет, мечтая о приобретении важных знаний, но на деле им приходится изучать много устаревших данный (к примеру, до сих пор в программу входит тема о Ленине как редакторе).
Дело в том, что многие преподаватели многие годы не работают по специальности и не выходят из-за кафедр, поэтому постепенно теряют практическую направленность, их знания устаревают. Гораздо правильнее будет приглашать на курс лекций настоящий профессионалов для формирования у студентов нужных, наиболее важных практических умений и навыков. Такая практика есть и сейчас, правда, преподавателям-почасовикам платят копейки, зато руководители имеют возможность самостоятельно обучить и выбрать из группы будущих своих сотрудников, решив тем самым кадровые проблемы.
Для студентов же неплохим вариантом может стать подработка по специальности, ведь в большинстве вузов частичная занятость разрешена уже с третьего курса. Таким образом учащийся сможет получать теоретические знания в стенах родного учебного заведения, а практические умения – на основе своей работы. Эту возможность часто используют студенты факультетов журналистики, дизайнеры, программисты.
Эксперты же предлагают изменить образование Беларуси к лучшему при помощи реформ. В первую очередь необходимо проводить мониторинг рынка труда для определения наиболее необходимых профессий. Во-вторых, активно работать с работодателями, чтобы они участвовали в разработке и оценке программ обучения, дабы выпускники были квалифицированными и профессиональными рабочими. В-третьих, разработать систему квалификаций, постепенно убирая с перечня профессий в вузах те, которые не нужны на рынке, и добавляя новые, наиболее перспективные.