После упразднения дорожного сбора и отвязки его от платы за прохождение техосмотра на диагностику белорусские автомобилисты едут намного охотнее. Но все равно допуск к дорожному движению прошло менее трети автопарка.
Как показала жизнь, белорусы резко против навязывания налогов и дополнительных плат. Поэтому после разделения дорожного сбора и платы за ТО на диагностические станции поехали намного охотнее. Это подтверждается цифрами – 114 542 оформленных техосмотра за весь 2020-й и 237 448 - за период с января по октябрь этого. Впечатляет, но все равно недостаточно.
Ведь всего в Беларуси зарегистрировано в три раза больше автомобилей, то есть точно исправен только каждый третий, остальные могут ездить с явными проблемами и стать причиной аварии.
К тому же стоит понимать, что отсутствие техосмотра с 1 марта является основанием для административного штрафа. Причем если ранее наличие допуска могли проверить только остановившие для проверки сотрудники ГАИ, то теперь – и камеры автоматической фотофиксации. И договориться с ними не выйдет, как и превышение скорости или проезд на красный свет они безжалостно и быстро анализируют по номерным знакам наличие у машины допуска. И вуаля – «письмо счастья» отправляется юридическому владельцу. Стоит подчеркнуть, что именно официальному владельцу, а не водителю, что может стать неприятным сюрпризом для многих хозяев транспортных средств.
Хотя пока далеко не все камеры поддерживают эту функцию (так как устанавливались постепенно, на дорогах встречаются и довольно старые образцы), уже в ближайшем будущем они будут проверять наличие техосмотра очень точно. Сейчас активно ведется работа по замене устаревшего оборудования и его унификация. Так что на ошибку и «слепоту» камер рассчитывать не стоит.
И если в первый раз можно отделаться предупреждением, то во второй раз придется выложить 0,5 базовой. Поэтому если раньше белорусским водителям было даже выгоднее раз-два заплатить штраф, чем проходить техосмотр, то сейчас все наоборот – жить по правилам будет дешевле. Тем более что непогашенный штраф может серьезно подпортить жизнь, к примеру, не дать улететь на отдых.
Приходится подстраиваться под новые правила и самим диагностическим станциям. Теперь все данные клиента вносятся в карту и передаются в общую базу данных по защищенным каналам. Для этого на станциях устанавливают специальное программное обеспечение с криптографической защитой, это немалые финансовые вложения. Но траты не перекладывают на клиентов. Также активно применяется система электронной документации, уже сейчас мастера на линии передают данные сотрудникам на выдаче о состоянии транспортного средства, в будущем вероятен полный отказ от бумажных допусков к дорожному движению. Но это не означает, что можно будет не проходить техосмотр, ведь данные о его наличии или отсутствии будут легко видимы и сотрудникам ГАИ, и системе анализа данных с камер.