Начало 2021-го года принесло автомобилистам много нового, в частности, отвязку от техосмотра транспортного налога и разрешение на фотофиксацию отсутствия ТО камерами. Как же быть, чтобы избежать штрафов?
В ГАИ сообщили, что уже начали оформлять и рассылать первые «письма счастья» за отсутствие техосмотра. Для того, чтобы данная норма вступила в силу, пришлось внести изменения в КоАП, но теперь камеры фотофиксации могут следить не только за скоростью автомобилей и выполнением правил парковки/остановки, но и наличием допуска к участию в дорожном движении.
Как же это будет происходить? Есть высокая вероятность того, что проверке подвергнутся не все транспортные средства в потоке, а только по факту нарушения. Проще говоря, разогнался автомобиль до недопустимой скорости – его зафиксировала камера, данные попали на обработку в программу, а та уже дополнительно проверяет, прошло ли данное ТС техосмотр. Но официально такое правило МВД не подтверждает.
В целом система мало отличается от уже привычного для водителей слежения за скоростью и выполнением ПДД. Если камера зафиксирует нарушение, то данные поступят в базу, а после обработки нарушителю (точнее, хозяину), пришлют извещение. Но есть некоторые отличия, так, если для лихачей штрафом окончится каждый проезд под камерой, то за отсутствие техосмотра накажут лишь раз в сутки (с 0:00 до 23:59). Также стоит понимать, что извещение придет владельцу авто, но если за рулем был не он и может это доказать, то платить придется реальному водителю.
Пока непонятно, какие именно камеры будут использоваться в слежении, скорее всего это будут устройства компании «Безопасные дороги Беларуси», возможно подключат и Beltoll, а может – даже передвижные датчики, присутствующие в патрульных машинах.
За отсутствие допуска к участию в дорожном движении владельцу по новому КоАП грозит штраф до 87 рублей за первое нарушение и до 145-ти за повторное, для ИП и юридических лиц – до 290 рублей. Правда, в ГАИ обещают первый раз ограничиваться предупреждением. Важное уточнение - первый в течение года. Логично предположить, что при таком нарушении «письмо счастья» тоже должны присылать, иначе как водитель узнает, что уже использовал свой единственный шанс?
Есть и некоторые скользкие моменты. К примеру, очень спорный вопрос об ответственности за отсутствие ТО при переоформлении авто. То есть, кто должен будет платить, если машина была продана – бывший или новый владелец? По закону авто, не прошедшее техосмотр, не имеет права участвовать в движении, но как же доставить его на станцию? Если четко следовать букве закона, то автомобиль следует буксировать туда на лафете, но это дорого и неудобно, так никто не делает. И если раньше можно было договориться с инспектором, объяснив ситуацию, то камера не будет слушать отговорок. Конечно, есть еще возможность оспорить штраф в ГАИ (она существует во всех случаях получения «письма счастья», для этого нужно обратиться в отделение по месту жительства), но это лишние траты времени.
Остается добавить, что постановления уже начали выписывать, первые извещения скоро прибудут к своим владельцам. Поэтому всем, кто еще не прошел техосмотр, стоит побыстрее это сделать. Скорее всего, новшества вызовут новую волну очередей на станциях, как это было после отвязки транспортного налога от ТО и даже возникновения слуха о штрафах за отсутствие разрешения.