В последнее время на всю страну прогремело несколько случаев нападений с участием несовершеннолетних, среди них – кровавый случай в ТЦ «Европа», где 17-летний парень напал на простых прохожих с бензопилой и топором, и хладнокровное убийство сельской учительницы в Гомельском районе. Можно ли предотвратить такие ситуации и изменить поведение малолетних преступников?
По словам представителей милиции, в большинстве таких случаев будущие асоциальные личности растут в неблагополучных семьях, в которых злоупотребляют спиртным, допускают рукоприкладство или просто не обращают внимания на детей. В основном на преступления идут дети из бедных семейств, хотя и наличие хороших жилищных условий – далеко не гарантия благополучия ребенка. Наглядным примером может быть юноша, напавший на совершенно незнакомых людей в столичном торговом центре, его родители хорошо зарабатывают, даже купили ему отдельную квартиру и позволили учиться в одном из самых престижных вузов, у него было все, кроме внимания родных, и вот этот недостаток и сформировал асоциальные качества юноши.
Как отмечают педагоги и сотрудники милиции, зачастую будущих преступников видно буквально с детства, такие особы уже с первых классов часто дерутся, дерзят старшим, могут обругать матом и даже замахнуться не только на сверстников, но и учителей, потом они переходят к более тяжким преступлениям – грабежам, разбоям, воровству. Нередки случаи, когда на кривую дорожку ступают совсем еще мальчишки, лет с 8-10, и никакие воспитательные меры в детской комнате милиции или школе не помогут, если дома есть равнодушие, спиртное или похожий пример поведения. В этом случае игра ведется в одни ворота и ребенок не изменится. И повлиять на родителей власти не имеют права, это не предусмотрено законом. Максимум, что грозит нерадивым мамам и папам – это штраф за правонарушение ребенка, он составляет 10-20 базовых.
Что же можно сделать? Эксперты предлагают не ждать чуда и отправлять малолетних преступников в «спецы», это не тюрьма, но уже учреждение с ограничением свободы, жесткой дисциплиной и колючей проволокой. Многие дети, побывавшие там уже в 6-7 классе, после выхода ведут себя тише и примернее сверстников, которыми не занимаются или ограничиваются устными воспитательными мерами.
Еще один выход – своевременно завлечь ребенка кружками, занятиями, спортом, это позволит с пользой заполнить свободное время и вытащить ребенка из опасной компании. Вот только беда, что хулиганов и пряником не затащишь на занятия музыкой или танцами, им интереснее погулять на улице в компании таких же, если не более опытных дебоширов.
Поэтому проблема ранней преступности – это не только недосмотр педагогов и сотрудников правоохранительных органов, но в первую очередь равнодушие и плохое влияние родителей. И решать эту проблему нужно с повышения юридической ответственности родных за воспитание детей.