Вчера истек срок авансового платежа по транспортному налогу. Уже можно подвести первые итоги введения этого сбора.
Транспортный налог полноценно будет уплачиваться только в грядущем году, а в 2020-м нужно было уплатить авансовый платеж тем автомобилистам, у которых состоянием на 1 января не было допуска в участию в дорожном движении (поскольку ранее именно при прохождении ТО уплачивался дорожный сбор). Теперь платить налог нужно за каждый зарегистрированный автомобиль, невзирая на частоту его эксплуатации. К каким же изменениям привело введение данного налога?
Законное оформление сделки купли-продажи. Если ранее многие автомобилисты с радостью соглашались продать машину по доверенности, не заморачиваясь на процедуру переоформления в ГАИ, то теперь подавляющее большинство белорусов наотрез отказывается от подобного. По результатам одного из опросов 70% респондентов готовы покупать и продавать машины только на основе договора купли-продажи, 7% готовы на счет-справку и 23% нейтрально относятся к документам. Причина понятна – многие столкнулись с проблемой, когда машина давно продана, а официально до сих пор числится на них. И по новым правилам платить налог должен владелец. В результате сотни белорусов спешно занимались поиском новых хозяев, кто через знакомых, кто – посредством специально созданных групп в соцсетях, кто слезно просил в страховых компаниях данные о последнем владельце. Но по закону в подобной ситуации ни ГАИ, ни милиция, ни иные органы не будут помогать, ведь транспортное средство передано добровольно, а не украдено. Наслушавшись подобных историй или даже лично побегав в поисках нового хозяина (а того еще нужно уговорить переоформить машину), теперь белорусы предпочитают сразу правильно продавать авто.
Автохлама стало меньше. Действительно, с введением транспортного налога власти значительно облегчили процедуру утилизации нерабочих автомобилей. Благодаря этому владельцам уже не ездящих или даже не существующих машин позволили снимать их с учета только на основании отсутствия страховок и штрафов в течение последних трех лет, даже без номерных знаков и документов на ТС. Подобным новшеством поспешили воспользоваться многие, чтобы не платить налог на нерабочую машину. Отмечается и снижение количества автохлама во дворах, правда, до идеала еще очень далеко.
Старые машины не стали популярнее. Невзирая на то, что для автомобилей старше 1990-го года налог платить не нужно, спрос на них не увеличился. Цены остаются рыночными, зависят больше от общего состояния автомобиля, чем даты его изготовления.
Техосмотр проходят активнее. Особенно заметны были изменения весной, когда на диагностических станциях наблюдался настоящий аншлаг. Причина в том, что впервые за 7 лет при получении допуска к участию в дорожном движении не нужно уплачивать дорожный сбор (что так раздражало автомобилистов). Теперь ТО и транспортный налог – два совершенно разных понятия. Это и придало техосмотру популярности. Правда, до сих пор по данным УП «Белтехосмотр» допуск получило не более трети зарегистрированных в стране транспортных средств.