Ведомство сейчас обдумывает пути усовершенствования системы уплаты дорожного сбора и возможности его контроля.
Руководство белорусской Госавтоинспекции понимает, что сейчас ситуация с дорожным сбором патовая. На данный момент он привязан к прохождению техосмотра, то есть налог уплачивается во время оформления ТО. В результате белорусы в желании экономить массово начали отказываться от проверки технического состояния транспортного средства. Это не только ведет к увеличению количества штрафов за отсутствие сертификата, но и действительно ухудшает ситуацию на дорогах. По статистике только за 2018 год число аварий, связанных с поломкой автомобилей, увеличилось на 13%, в таких ДТП погибло на 67% больше людей, чем в 2017-м, ранено – более 74%. Только за начало этого года из-за неполадок транспорта произошли три крупные аварии с тремя погибшими и двумя десятками раненых. И тут нужно срочно принимать меры, чтобы белорусские автомобилисты снова начали следить за состоянием своих транспортных средств.
По мнению ГАИ, беде может помочь отделение техосмотра от уплаты дорожного сбора. Другой вопрос – как же последний взымать с автомобилистов? Тут есть несколько готовых предложений, к примеру, включить стоимость пошлины в цену топлива, что теоретически правильно и честно – чем больше человек ездит, тем больше уплатит вместе с расчетом на заправке, но такой водитель и больше пользуется дорогами, повышает нагрузку на асфальтовое покрытие. А те особы, которые выезжают «по праздникам», уплатят минимум, как раз соразмеримо с использованием дорог. Есть и второе предложение – ввести отдельный налог на автомобиль по примеру той же Германии, это заставит владельцев транспортных средств сразу уплачивать всю сумму, зато простимулирует снять с учета неиспользуемые, старые машины.
В правительстве сейчас активно обсуждают вопрос сбора налога, предлагаются новые пути решения. Пока сложно сказать, какой вариант выберут как чиновники, так и Президент. Остается только ждать и готовиться к уплате – в любом случае госпошлину платить придется, тем или иным способом. Ну и параллельно пройти техосмотр. Кстати, после проведенной 7-17 августа акции «Гостехосмотр» с вынесением штрафов и профилактическими беседами белорусские автомобилисты стали активнее проверять состояние своих машин. По данным УП «Белтехосмотр» результатом проведенной ГАИ акции стало увеличение на 50% числа желающих пройти осмотр автомобиля, а это значит, что дороги страны станут безопаснее.