Вот уже 10 месяцев большинство вузов страны работает на «удаленке». Каковы результаты, нравится или нет такая система педагогам и студентам?
Одним из первых среди высших учебных заведений страны перешел на дистанционное обучение БГУ, за ним подтянулись и остальные. Преподаватели сознаются, что далеко не сразу удалось приспособиться. Ведь дистанционное обучение, по сути, совершенно иной стиль работы. Тут нет прямого общения, а ведь именно на нем строится очная форма, в которой от харизмы педагога, его умения работать с публикой зависит очень многое. Для многих преподавателей это сродни выходу на сцену актера, и без этого взаимодействия очень сложно.
Проблемы были и в техническом плане. В основном работники вузов выбирали образовательную платформу Moodle, некоторые использовали Zoom или Skype для ведения лекций, а единицы умудрялись обучать через Вайбер или электронную почту. Во всех этих программах есть свои недостатки, каждый может отметить отсутствие определенных функций. Но в то же время говорить о том, что нужно создать собственную платформу глупо – если в международной программе, функционирующей многие годы, есть свои косяки, то столько же их будет в новой, изготовленной в спешном порядке?
Большим минусом было отсутствие контроля над посещаемостью, хотя этот момент нивелируется в единой обучающей среде. Это такая система, в которой полностью размещена информация по курсу с лекциями, короткими резюме по ним, заданиями, дополнительными материалами для самостоятельной работы и ссылками. Студент сразу видит весь объем работ, что и когда ему нужно сделать, а педагог может отслеживать статистику выполнения и даже учебного времени (неплохой аналог посещаемости). Процесс обучения становится прозрачным, подсчет баллов ведет система, в учащийся во время выполнения заданий понимает, на что может рассчитывать в конце курса и вовремя «подтянуться».
Со стороны студентов ДО тоже очень отличается от традиционного. Многим оно нравится, так как позволяет заниматься в удобное время, что идеально, скажет, для работающей молодежи. Да и использование онлайн-сервисов интересно, удобно, ведь нынешние студенты гораздо больше любят сидеть в гаджетах, чем книгах или писать конспекты. Вот только далеко не каждый умеет себя самоорганизовать, заниматься нужное время. И, как показала практика, при удаленном обучении больше материала дается на самостоятельное изучение, что заставляет еще дольше просиживать над заданиями.
В целом результаты дистанционного обучения мало отличаются от очного, хорошие студенты остались хорошими (хотя чаще обычного просили продлить сроки, так как не успевали), а нерадивые продолжали плестись в хвосте. Но, по мнению преподавателей, «удаленка» не может считаться аналогом очного обучения, это совершенно иная система. А вот как отдельный вид обучения – вполне возможно, сейчас все больше вузов мира предлагает именно дистанционные курсы для студентов, так что наработки преподавателей можно применить в таком виде.