Ожидается, что отдыхать станет безопаснее, но дороже.
После скандала с туроператором «Натали Турс», объявившим о своем банкротстве и отмене туров с начала июля по конец сентября, обманутыми оказались 89 особ, купивших путевки. По подсчетам Минспорта и туризма в итоге клиенты потеряли около 800 000 евро.
Чтобы в дальнейшем избежать подобных эксцессов, белорусские власти решили застраховать покупателей от повторных случаев. Для этого предлагают разграничить ответственность турагентами и туроператорами.
Сейчас в Беларуси функционирует в общей сложности 1482 фирмы в туристическом направлении. 281 из них являются туроператорами, то есть непосредственно организовывают поездку, заказывают билеты, трансферы, проживание. 425 предоставляют услуги и турагента, и туроператора, и 776 являются чисто турагентами, то есть продают готовый продукт – путевку, а сами к ее формированию отношения не имеют.
В ведомстве предлагают разделить эти два понятия и возложить всю ответственность за неполадки в путешествии на туроператора. Для этого в каждой путевке планируют прописывать кроме турагента название оператора, его контакты, чтобы клиент мог напрямую с ним связаться, если, к примеру, сломался самолет, отменили полет или случились еще какие неполадки в организации тура.
Более спорным вопросом является финансовое страхование путевки. Напомним, после банкротства «Натали Тур» возмещать убытки пришлось белорусским фирмам, продавшим путевки, что с юридической точки зрения было не совсем правильно. Чтобы в будущем такого не повторялось, Минспорта предлагает страховать туры, используя на выбор три способа. Первый – банковские гарантии, второй – страхование гражданской ответственности, третий – фонд персональной ответственности. Но здесь все не так просто.
Сами туроператоры считают первые два варианта неработающими. Банки воспринимают туризм как рискованный бизнес, требуя в случае предоставления гарантий все 10% от оборота, для подавляющего большинства фирм это неподъемные суммы.
Второй способ более реальный, но подходит не в качестве страхования бизнеса, а конкретного тура, но делать это нужно самому заказчику, уплачивая определенную сумму для страхования от рисков на отдыхе. Но в ведомстве подобную идею не поддерживают, считая, что такими вопросами должен заниматься туроператор, а не покупатель, готовый приобрести путевку. Ведь именно фирма, предлагающая тур, обязана обеспечить безопасность и гарантии поездки. Но по этой схеме в любом случае заплатит клиент, если не официально по отдельному чеку, то в виде дополнительной наценки на саму путевку. По предварительным расчетам страхование вызовет подорожание примерно на 5-15%.
Третий способ предполагает создание единого союза турфирм с регулярными отчислениями в него. Пока говорится о взносах от 0,2 до 7% от выручки зависимо от типа туризма (въездной, выездной), но большинство белорусских компаний получают доход около 3-5% от цены тура, и отдать даже 1% - это практически лишиться выгоды.
Вопрос пока на этапе обсуждения, остается ожидать решения властей.