Сейчас в Беларуси проводится декада против киберпреступности. И о правилах безопасности, новых схемах рассказал журналистам Алексей Новаш, занимающий пост начальника управления по противодействию киберпреступности криминальной милиции ГУВД Минского горисполкома.
По его словам, киберпреступники постоянно совершенствуются. К примеру, если ранее чаще всего они звонили под видом сотрудника банка или службы безопасности и пытались в разговоре выудить у человека данные банковской карты, то теперь правоохранительными органами проведена масштабная просветительская работа, и данная схема срабатывает очень редко. Но в ответ мошенники придумывают все новые и новые идеи.
К примеру, сейчас очень популярной является история о том, что служба безопасности проверяет сотрудников банка и выявляет недобросовестных. И в процессе расследования просят принять участие, для этого нужно взять кредиты на себя в разных банках, а потом продиктовать собеседнику полученные коды. В результате взятые в долг деньги переходят на счета преступников, а обязательства по их уплате остаются на жертве.
В Следственном комитете же отмечают, что хотя за годы расследования киберплеступлений наработан колоссальный опыт, используются новейшие технологии, количество подобных случаев растет. К примеру, за три года оно увеличилось в 10 раз!
Правоохранительным органам уже удалось практически свести к нулю фактор ошибки банка. Все банковские организации Беларуси уже используют современные и безопасные системы, и даже если данные клиента будут проданы преступникам и из-за этого деньги украдут – все возместит сам банк. Также сами банки используют программы для выявления подозрительной активности, чтобы вовремя выявить мошенников и заблокировать им доступ к средствам.
Причина же в основном кроется в беспечности самих людей. Не стоит использовать для доступа к интернет-банкингу простые пароли, к примеру, дату своего рождения. Также лучше разделить личные телефоны и электронные почты от рабочих. К примеру, регистрация в личном аккаунте с личного номера телефона и личной почты, а потом использование их же в финансовых делах может дать мошенникам отличный шанс взломать и то, и другое, а потом снять деньги со счета.
Важно и наличие антивируса на телефоне, он позволит отразить часть атак. А вот использование смартфона для оплаты экспертами не приветствуется – это отличная лазейка для мошенников.
Ну и еще один немаловажный фактор – сам человек. Даже в начале разговора с киберпреступником жертвы часто понимают, что это уловка, но умелое манипулирование, красноречие и использование эффективных рычагов воздействия зачастую заставляют человека дать слабину и предоставить собеседнику требуемые данные.
Чтобы обезопасить свои деньги, советуют иметь несколько банковских карт. Одну для накоплений хранить все время дома, не используя при регулярных оплатах. Вторую – для поточных платежей, а для онлайн-оплат лучше создать виртуальную карту, на которую переводить только нужную сумму непосредственно перед использованием. Также есть данные о том, что носить в кошельке стоит сразу несколько карт с чипами (не обязательно банковских), чтобы преступники, которые в толпе, к примеру, в очереди супермаркета, считывают прибором данные карт и подсматривают их номера для получения доступа, не смогли получить достоверную и нужную информацию.
Остается добавить, что кибермошенничество – очень быстро меняющаяся сфера, поэтому для безопасности придется следить за новостями и осваивать так званное «цифровое воспитание».