Подавляющее большинство людей пишут и выполняют рутинные домашние дела правой рукой, поэтому левши вызывают не просто интерес, но даже возмущение, настороженность. Но психологи настоятельно не советуют ломать ребенка, переучивая его на правшу.
Прошли те советские времена, когда всех детей учили одинаково, и леворуких первоклашек заставляли брать перо (а потом ручку) исключительно «правильной» правой рукой. Сейчас ученые уже доказали, что леворукие люди не просто научились «неправильно», это особое распределение функций между полушариями мозга. Если у большинства людей больше работает левое полушарие, отвечающие за движения правой стороны тела и соответственно правой руки, то у левши – правое. При этом праворукие люди более склонны к логике, аналитическому мышлению, а леворукие – к воображению и образному мышлению. И тут ничего не поделаешь, это заложено в человеке изначально.
Левши более эмоциональные, умеют тонко чувствовать и сопереживать. Это поистине и дар, и проклятье. Они часто выбирают творческие профессии и достигают в них немалых высот. К примеру, Лев Толстой, Ганс Христиан Андерсен и Александр Пушкин стали известны благодаря своим произведениям на весь мир, а среди наших современников левши Анжелина Джоли, Брюс Уиллис и Пол Маккартни. В то же время такие люди более эмоциональны, могут выражать свои чувства очень ярко вплоть до ярости, им тяжело приспосабливаться к социуму.
В школе левшам тоже сложнее сверстников. Превалирующее правое полушарие мозга делает их менее сосредоточенными, речь может быть сбывчивой, с лишними звуками и словами. Читать они пытаются с конца, что усложняет обучение. Тетрадь при письме также лежит неудобно, ее приходится или сдвигать право, или разворачивать на 90 градусов и писать снизу вверх. Часто левши держат ручку наклоненной влево. Кстати, для них совсем не подходит техника неразрывного письма.
Но и пытаться избежать этих проблем, переучив ребенка на правшу нельзя. Это не просто обучение, это поломка психики, вмешательство в работу его мозга. Подобные действия с высокой вероятностью могут вызвать невротические расстройства. Доказано, что каждый третий ребенок с проблемой заикания ранее был левшой, но поддавался переучиванию. Также возможны неврозы и судороги при письме, это так званный писчий спазм.
Психологи советуют определиться с ведущей рукой как можно раньше, в 4-4,5 года. И если малыш показывает, что ему удобнее все делать именно левой рукой – просто смириться с этим, а не ругать, заставлять его быть как все.
Также маленького левшу необходимо учить ориентироваться в пространстве, четко различать «право-лево». Полезно заниматься за год-два до школы, особенно чтением и письмом, чтобы малышу было легче в классе. Полезно использовать специальные прописи для леворуких детей. При чтении же для вырабатывания привычки читать слева направо можно сначала выделять первые буквы предложений и слов, потом надобность в этом отпадет. Также нужно понимать, что ребенок-левша более раним из-за своей эмоциональности, поэтому при занятиях с ним важно сохранять доброжелательность, спокойствие, не корить его за плохой почерк или ошибки в обучении. И не стоит торопиться, такие детки в основном осваивают материал медленнее. Но это не значит, что они глупее или хуже, просто немного другие.