Книга женщины, ставшей свидетельницей строительства крепости на месте Старого города, помогла понять те события и стала знаменитой.
Полина Венгерова, жившая в Бресте в начале 19 века, рассказала в автобиографической книге свои воспоминания. Многие из них стали настоящим откровением для современных брестчан.
Автор написала о своем счастливом детстве, проверенном в богатом доме в Брест-Литовском. Ее отец был владельцем кирпичного завода, у них был роскошный особняк с хорошо обставленными комнатами и ухоженными территориями вокруг. У семьи была прислуга, отличные лошади, небольшой палисадник перед фасадом и огород, а также женщине запомнился ряд тополей с серебристой листвой, придававшей поместью схожести с литовскими загородными домами.
Отец получал хорошую прибыль с завода, семья была зажиточной, детей всегда развлекала няня, а по вечерам и выходным приглашали гостей, угощая их вкуснейшими десертами.
Но в один ужасный день власти города заявили, что на месте Старого города будут строить крепость, а значит, все дома, попавшие в определенный радиус, будут сноситься. Правительство обещало выплатить щедрые и честные отступные, а также выдать участки недалеко от будущего населенного пункта. Даже такие условия напугали горожан, ведь это означало потерю родных домов, а для отца автора – крах бизнеса, так как его завод находился недалеко от черты действующего города и попадала в описанный округ. Но люди надеялись на лучшее, ждали выплат.
Вот только вскоре их ждал очередной удар – правительство приказало снести свои дома самостоятельно, иначе каждому ослушавшемуся грозил крупный штраф. И после этого отец семейства присмотрел в Новом городе квартиру, куда и перевезли вещи и все семейство. А вот для многих предметов роскоши и меблировки места в маленьких комнатах не осталось, с любимыми вещами пришлось расстаться.
Еще одним ударом для брестчан стал перенос еврейского кладбища. Власти заявили, что на месте древнего захоронения будут строить хозяйственные здания крепости, а значит, нужно либо возводить на костях, либо переносить захоронения. Еврейская община возмутилась, но подчинилась. Все, от мала до велика, в этот печальный день постились, поприсутствовали на службе в синагоге, а потом все вместе пошли на кладбище выкапывать кости своих предков. Останки складывали по холщовым мешочкам, не разбирая бедных и богатых – тут все были равны. Все это очень серьезно повлияло на людей, многие задумались, что после смерти они не смогут повлиять на судьбу, а также очень расстроились всей ситуацией, ведь в их вере одной из худших кар считается выкапывание костей из земли, а тут как раз это и произошло. Люди расходились молча, пешком и многие даже босиком. Все размышляли о бренности бытия.