Владимир Орловский, возглавляющий Государственный таможенный комитет, уверен – его ведомство делает все возможное, чтобы очередей на границах не было, вина же лежит на другой стороне.
Чиновник отметил, что по всем направлениями существуют соглашения на норму оформления автомобилей по каждому пункту. То есть, оговорено количество транспортных средств, которое в день принимают пары пропускных пунктов по обеим сторонам границы. Но стоит понимать, что оформление въезда всегда технически сложнее, нужно больше внимания и контроля, поэтому важно, как сопредельный пункт (то есть коллеги по ту сторону границы) работают.
В последние пару лет наблюдается невыполнение оговоренных норм литовскими таможенниками, из-за чего и формируются очереди у нас. Эта проблема носит системных характер.
Усугубляется ситуация и иными факторами. Так, в прошлом году на реконструкцию частично закрыт пункт пропуска Мядининкай, из-за чего их сотрудники принимают в два раза меньше машин, чем обычно.
Польское направление тоже очень проблемное, тут в конце прошлого года совсем неожиданно был закрыть пункт «Кузница Белостокская», что спровоцировало огромные очереди – как раз в этот период транспортный поток традиционно увеличивается, так как компании стремятся закрыть все подписанные на год контракты. Тогда ситуация действительно была критической. Сейчас стало полегче, но дальнобойщикам все равно приходится простаивать очереди перед пересечением границы.
Со своей стороны ГТК делает все необходимое, и даже больше – нормы по пропуску выполняют и даже стараются делать больше запланированного. Ведутся переговоры коллегами из Польши и Литвы, в том числе и на уровне Министерства иностранных дел, уговаривают открыть хотя бы один из трех ранее закрытых пунктов на польской границе. Пока добиться успеха не удалось, польская сторона отговаривается проблемой мигрантов, коронавирусом, другими причинами. Так что в ближайшее время полностью решит вопрос с очередями на границе не удастся.