Казалось бы, Фонд социальной защиты населения – богатейшая организация, ведь ее бюджет на 2020 год составил 17,6 миллиардов рублей. Но уже не первый год ведутся разговоры о необходимости реформирования системы из-за дефицита Фонда. Почему, и как действуют финансовые потоки?
Для начала стоит отметить, что, как и в каждой организации, у ФСЗН есть доходная и расходная часть. К доходам относятся взносы работающих белорусов и их работодателей, неналоговые поступления (банковские проценты от пользования средствами Фонда, штрафы за преступления по страхованию) и вливания. Последнее – это помощь государства и добровольные взносы (тут ФСЗН не конкретизирует, но, скорее всего, речь идет о выплатах самозанятых и ремесленников, которые по закону не обязаны платить, но могут это делать по собственному желанию в размере не более процента от средней зарплаты).
Из указанных выше источников самый значимый – взносы от работающих, в 2020-м году они составили 16 миллиардов или более 91% от всей суммы. Эти деньги поступают от официально работающих, по 1% от самого работника и 35% от зарплаты – от нанимателя, а также от индивидуальных предпринимателей. Последние вносят страховые взносы в объеме не менее 35% от минимальной зарплаты, в 2020-м это было равно 1584 рублям. Правда, если ИП работал не весь год, то и взносы должен платить только за период, когда производил свою деятельность, за полгода или даже меньше.
Но всех этих средств недостаточно сейчас для полноценной работы Фонда, на данный момент пенсионеров больше, чем уплачивающих взносы трудящихся. Поэтому государству приходится поддерживать систему из республиканского бюджета, за 2020-й год эта статья дохода ФСЗН составила 1,28 миллиарда рублей.
Что касается расходов, то тут тоже все непросто. Самая большая часть – уплата пенсий разных видов (трудовые, социальные, для государственных и военнослужащих, доплаты). За прошлый год таким способом было потрачено 13,4 млрд. рублей или 76,8% от всего объема выплат. Среди других статей расходов – профессиональные пенсии, пособия белорусам, выехавшим за границу или иностранцам, прибывшим к нам на ПМЖ (из тех стран, с которыми у Беларуси есть соответствующие соглашения). Немало средств идет на выплату больничных, пособий по уходу за детьми, инвалидами и престарелыми людьми, а также погребение. Менее затратными, но от этого не менее значимыми расходами являются: санаторно-курортное лечение инвалидов, работа центров занятости (траты на переквалификацию, обучение, организация ярмарок вакансий), материальная помощь нуждающимся.
Система довольно сложна, но все, что нужно знать простому обывателю – она создана для того, чтобы обеспечить каждого работающего финансовой помощью после выхода на заслуженный отдых. Но, хотя с 2003 года в стране введены персонифицированные счета, это не значит, что деньги с зарплат аккумулируют на счету и ждут своего часа. Нет, солидарная пенсионная система предполагает выплаты действующим пенсионерам со средств, полученных от работающих граждан. А вот счета обеспечивают честный подсчет будущей пенсии соответственно размеру зарплаты и отчислений с нее.
Остается добавить, что сейчас ФСЗН борется с двумя важными проблемами. Первая – большие взносы, которые приходится платить нанимателю. Вторая – возможный кризис системы из-за снижения количества работающих при постоянном росте числа пенсионеров (демографический дисбаланс, вызванный старением нации). Пути их решения активно ищут, но идеальных вариантов пока нет.