С приходом холодов при выпадении осадков и оттепелях с дальнейшим похолоданием на дорогах и тропинках появляется ледяная корка, которая превращает поверхность в каток. И чтобы избежать дорожных аварий, падений и травм пешеходов, на выручку приходят песчано-солевые смеси. Но есть ли альтернатива им, ведь данный состав разъедает кузова автомобилей, дорожные люки и даже нашу обувь?
Традиционно главные трассы и дороги крупных городов посыпают при помощи специальных машин, но и они работают на основе стандартных песка и соли, эта же смесь используется и во всех дворах и на тротуарах, но здесь уже работают сотрудники коммунальных служб, причем вручную. Соль помогает разъедать ледовую корку, а песок используется скорее для лучшей сцепки с поверхностью, так как даже толстый слой песка не способен убрать наледь. Поэтому стандартной смеси соль-песок пока нет особой альтернативы.
В столичной коммунальной службе также изредка используют «хаками», это специальный противогололедный состав, который изготавливается на основе хлористого натрия, то есть по сути эта та же пищевая соль, но цена ее в разы выше. Поэтому в основной массе для посыпки дорог в Беларуси используется именно обычная соль, смешанная с песком.
Правда, и здесь есть определенные стандарты, за которыми тщательно следят. К примеру, для посыпки улиц Минска смесь формируется на новом, купленном в этом году оборудовании в пропорции 1:3 или 1:4, то есть песка в три или четыре раза больше, чем соли. Полученный состав тестируется в специальной лаборатории и при снижении его свойств вся партия бракуется. Следят и за размером песчаных частичек, они не должны превышать в диаметре 15 мм, так как слишком большие элементы могут представлять опасность при дорожном движении.
В первую очередь при ухудшении погоды посыпаются остановки, спуски и подъемы пешеходных дорожек и участки близ подземных переходов. При этом определенной периодичности в обработке поверхности нет, при стабильной погоде достаточно одного раза в сутки, а иной раз приходится посыпать чуть ли не через несколько часов.
Альтернатива традиционным смесям рассматривается, так, обдумывали возможность использования соленой воды из Мозыря, так как этот рассол отлично растворяет лед. Но для этого придется продумать доставку жидкости в разные регионы и полностью переделать всю систему технического оборудования. Обсуждался и вариант замены песка щебнем, как это было в Скандинавии, но и там от этой идеи быстро отказались из-за засорения ливневых систем и канализаций. К тому же такая технология предполагает многоразовое использование щебня, но собрать его по весне будет сложно, особенно на трассах с грунтовыми обочинами.