Пожар в торговом центре с десятками жертв однозначно отразился в душе каждого жителя России, Беларуси и соседних стран. И эта трагедия должна не только напугать, но и дать толчок изменить свое отношение к детям и их безопасности.
Наталья Поспелова, уже многие годы занимающаяся неблагополучными семьями и детьми-сиротами, дала свои рекомендации. По ее мнению, трагедия в Кемерово должна научить родителей более осознанно, активно подходить к воспитанию детей, обучению их правилам безопасности.
Почти каждый взрослый сложно пережил известие о гибели более 40 детей в торговом центре Кемерова, примерив горе их родных на себя. Чиновники, чтобы приглушить это страх, затеяли проверку уровня безопасности в центрах, это, безусловно, нужное дело, другой вопрос – насколько таких мер хватит, через какое время все забудется и работники, руководители ТЦ снова начнут допускать ошибки, нарушения.
Родители зарекутся оставлять своих детей в детских игровых комнатах, таская уставших, запарившихся малышей по примерочным и рядам супермаркетов, чтобы те всегда были на глазах. С одной стороны, это неплохо, так как в случае чего взрослый сможет быстрее сориентироваться, найти выход из здания при том же пожаре, опираясь на свой опыт. Но, к сожалению, мы не можем ежесекундно находиться вместе со своими детьми, и главная наша задача – дать им путевку в жизнь, научить всему, чтобы обезопасить от трагедий.
Казалось бы, каждый родитель с младенчества учит своих детей основам безопасного поведения, вот только вся учеба сводится к запретам. «Не включай прибор», «не трогай плиту», «не режь острыми предметами», «будь осторожен у окна» и еще масса таких же табу. В результате ребенок знает только то, что ему нельзя, а вот как вести себя в нестандартной ситуации – не понимает. А учить нужно собственным примером, показывая активность и неравнодушие. Пример прост – услышав запах гари, установить его источник, вызвать помощь, уйти подальше, но если честно, мы сами не часто так делаем, а ведь случаи бывают (брошенный окурок, зажженный мусорный бак, неисправные приборы, даже подгоревшая еда у соседей). Как правило, мы просто покорно ждем, когда все само собой разрешится, не обучая детей действовать. А ведь именно это и внесло свою лепту в кемеровскую трагедию, если бы сидящие в кинозале дети были активными, обучившись этому на опыте родителей, они бы возмутились тому, что двери закрывают, при первом признаке пожара попытались бы выбраться, (хотя закрытые двери вряд ли позволили бы это сделать), найти выход из здания.
Школы якобы обучают основам безопасной жизнедеятельности, но также больше в виде правил, табу, с минимумом практики, а ведь именно наработанные навыки и позволяют выживать. Воспитатели, учителя отлично знают пути выхода из здания при спешной эвакуации, но никто не учит этому самих малышей. Даже при изучении разных тем, тех же пожаров, долго рассказывают о том, как их определить, что делать, куда обращаться, а затем пугают наказанием за неправомерное обращение, и в этом вся суть – ребенок просто боится позвонить по экстренным номерам под страхом наказания. В этом вся система, тогда как умнее было бы стимулировать детей сразу же сообщать обо всех подозрительных случаях, перекладывая на взрослых заботу определения уровня опасности. Ну и конечно необходимо учить детей практике – поведению в разных экстренных ситуациях, ведь, как показывает жизнь, никто не застрахован от беды и нужно уметь с нею бороться.