Работа дальнобойщика трудна сама по себе, нужно четко выполнять ПДД, следить за сохранностью груза, а тут еще и достаточно жесткие нормы заполнения бумаг при пересечении границы. Порой за ошибку в «дозволе» или незаполненную графу выписывают просто космические штрафы. Что же делать?
Водители-международники прекрасно знают, что так званные «дозволы» являются очень важным и хитрым документом. При его заполнении легко можно забыть указать массу, номер фуры, перепутать даты (к примеру, вместо 01.11 написать 01.10 и наоборот). И в таком случае таможенник, вместо человеческого отношения и разрешения вписать недостающую информацию или подтверждения исправления печатью в подавляющем большинстве случаев считает такую ошибку попыткой обмана. В итоге выписываются огромные для дальнобойщика штрафы – порядка 12 000 злотых, что равно 3,2 тысячам долларов.
Иногда водителям удается решить вопрос на месте незаконно, договорившись с таможенником на взятку в 50-70 злотых за то, что он закроет глаза на проблему. Но отсутствие «дозвола» (а испорченный документ приравнивается к недействительному) может открыться и потом, поэтому передвигаться по территории другой страны опасно, лучше по возможности получить правильный допуск, к примеру, через едущего по тому же маршруту коллегу.
Интересно, что столь крупный штраф, по сути, является залогом. Деньги до конца рассмотрения дела задерживаются, и если вопрос решается в пользу дальнобойщика, то их возвращают на счет, с которого они были переведены (зачастую, такие взыскания уплачивает фирма-перевозчик). Если же дальнобойщика признают виноватым в неправильном оформлении бумаг, но средства отправляются в казну государства, чей пограничник выписал штраф. И то идее после инцидента есть время для защиты прав водителя, если в компании имеется толковый юрист, то он может поехать в эту страну к начальнику инстанции, оформившей постановление и попробовать решить вопрос. Это позволит если не полностью оспорить штраф, то уменьшить его до вполне приемлемых 100-200 евро. Но руководству компаний проще навесить взыскание на водителя, мол, сам виноват, чем заниматься такими вот разбирательствами. Вот такие вот сложности в работе дальнобойщика-международника, и это лишь малая часть сложностей.