Власти озабочены большим количеством выпускников вузов, не приступивших к работе по распределению. С этим явлением собираются активно бороться, а также делать обучение более профессиональным, практическим, опираясь на немецкий опыт.
В Министерстве образования обеспокоены ростом числа особ, получивших бесплатное обучение и не преступивших к работе по распределению. Для борьбы с такими случаями власти собираются применять «исчерпывающие меры», привлекая к работе руководство вузов, облисполкомы, ассоциацию нанимателей страны.
Соответствующее распоряжение прописано в письме от Министерства образования, отправленном в НАН и вышеперечисленные организации. В документе описано поручение Совета министров от 4.10.2018 №05/209-440/11284, согласно которому учреждениями образования предписано с каждым фактом уклонения от работы выпускником разобрать досконально и принять положенные меры по возмещению бывшим студентом платы за обучение. Исключение составляют случаи, прописанные в законодательстве.
Для того чтобы в дальнейшем исключить подобные случаи, ведомство просит выработать действенные схемы профилактики, при этом ректорату показано работать вместе с заказчиками. Свои предложения вузы должны направить в Минобразования к 15 ноября.
Кроме предотвращения дефицита кадров ведомство озабочено качеством образования. В планах организовать такое обучение, которое позволит воспитать действительно готовых к работе выпускников, получивших кроме теоретических знаний самые новые, необходимые для труда в определенной организации практические навыки.
Для этого в Министерстве образования изучают иностранный опыт, в частности, вузов Германии. Там достаточно развито дуальное обучение, при котором теоретические знания студент получает в родном вузе, а практические – на предприятии. Согласно данной системе школьник за год до выпуска должен определиться с будущей профессией и найти компанию, где он хотел бы работать. Далее, если там нуждаются в таком работнике, с ним подписывают контракт, с которым абитуриент идет в вуз, где начинает обучение как обычный студент после окончания школы. При этом организация, фактически, с первого дня учебы берет его на работу и платит зарплату, включая и те периоды, когда будущий работник получает теоретические знания в стенах вуза.
Обучение оплачивает именно работодатель, включая и теоретическую часть подготовки. Упор делается именно на практику, из 4 или 5 лет обучения не менее 12 месяцев отдается под работу на самом предприятии, а зачастую – и больше. Это позволяет подготовить специалиста, который будет реально способен сразу после выпуска приступить к своей работе, в реальности, даже раньше. Это серьезное достижение и очень удобно для самих предприятий, позволяя получить действительно квалифицированного сотрудника. Пока же в нашей стране даже профессиональное обучение больше сводится к лекциям и теоретическим занятиям, и после окончания вуза на рабочее место приходит амбициозный выпускник, который думает, что все знает, но на деле должен забыть, что выучил и заново изучать практическую составляющую своей профессии. Это неудобно и для молодого специалиста, и для работодателя, теряющего время на обучение вместо того, чтобы получать нужную отдачу от нового сотрудника.
Поэтому Министерство образование просит руководство вузов и организации-заказчики проработать схемы действительно эффективного профессионального обучения до 15 ноября.