Беларусь впервые приняла участие в международном исследовании уровня знаний и умений подростков 15 лет под названием PISA. Оказалось, что наши ребята не менее подготовленные, чем другие, результат – выше среднего. А ученики лицеев, гимназий знают на уровне школьников Сингапура, Китая и Эстонии.
Исследование организовано международной Организацией экономического сотрудничества и развития, проводится оно раз в три года. Участие берут исключительно дети 15 лет, независимо от места обучения, выборка учебных заведений проводится самим заказчиком, а не страной-участником, то есть нет возможности «подсунуть» исключительно лучшие школы и гимназии – изучение проводится в разных по своему уровню школах.
Детей проверяют в разных аспектах знаний – на естественнонаучную, читательскую и математическую грамотность. При этом упор делается не на воспроизведении прописанных в программе теорем, законов или определений, а на практическое использование знаний в реальных случаях из жизни, в незнакомых ситуациях. Предполагается заполнение теста, анкетирование участника и руководителя самого учебного заведения.
Беларусь впервые участвовала в исследованиях, решившись на это вслед за Россией. В планах было показать результат не хуже, чем у них, и в целом все удалось – белорусские школьники получили баллы выше среднего. К примеру, по читательской грамотности средним показателем стали 454 балла, наши ребята получили 474, по математике – 472 и 38-е место в международном рейтинге, по знаниям из естественных наук – 471 балла с 37-ой позицией. Особенно порадовали учащиеся лицеев и гимназий, их результаты сопоставимы с показателями стран, славящихся своим передовым и фундаментальным образованием, это Сингапур, Китай, Эстония.
Участвовать в PISA Беларусь планирует и в будущем, следующий этап – в 2021 году. Власти отмечают, что за это время постараются учесть имеющиеся проблемы и устранить их, подкорректировав имеющуюся систему образования. В частности, обещают сделать упор на практической части, умении школьников использовать полученные на уроках знания в реальной жизни. Это действительно нужный момент, ведь главной задачей обучения как раз и является подготовка детей к полноценной, успешной и продуктивной жизни.
Остается добавить, что Беларусь с успешным прохождением исследований поздравил старший специалист от Всемирного банка, ответственный за проведение тестирования PISA в нашей стране, Тигран Шмис. Он отметил, что важен не только хороший результат, но и правильная реакция. К примеру, в Германии при первом исследовании показатели были необычайно низкие, но благодаря правильным шагам сегодня немецкие подростки показывают знания, достойные 20-го места международного рейтинга, все это стало возможным исключительно благодаря правильной корректировке подходов к обучению, активному развитию детей.