После коронакризиса авторынок Беларуси понемногу возвращается к привычным показателям, но присутствует дефицит новых автомобилей и параллельный рост спроса на б/у машины.
2019-й был очень удачным для белорусских автодилеров, многие хвалились рекордными продажами. И тут неожиданно пришел мировой коронакризис, обрушивший большинство сфер деятельности, в том числе и автомобильную. Границы закрыты, заводы отправлены на вынужденные каникулы, отчего новые машины просто не выпускают и не поставляют. Да и люди не спешат тратить накопленное, не зная того, что их ждет в будущем. Уже в апреле рынок ушел в минус на 40%, а автодилеры фиксировали рекордный спад продаж и возврат на два года назад. Усугубили ситуацию и осенние ужесточения условий кредитования при покупке авто. В результате за год при всех усилиях удалось продать 53 516 машин, то есть на 19% меньше показателя 2019-го года.
Этот же год вроде бы стал поспокойнее, люди попросту привыкли к коронавирусу и уже не так паникуют из-за него. Но имеются и другие проблемы помимо сниженного спроса – теперь новых автомобилей попросту не хватает. Дефицит вызван недостатком комплектующих, в частности, микросхем. Причина снова-таки в коронакризисе, потере международных связей в поставках материалом и комплектующих, кооперационных связей при сборке. Также наблюдается подорожание машин из-за роста цен на сырье и материалы. И теперь дилеры побаиваются, что в скором будущем автомобили попросту подорожают настолько, что будут не по карману рядовым белорусам.
Пока же показатели продаж немного увеличились. Лучше всего покупают паркетники и седаны российского производства, собранные в Беларуси китайские внедорожники и недорогие немецкие модели для семьи. Не забывают белорусы и о премиальных машинах.
Так, за первые полгода 2021-го было продано 5,5 тысяч Lada, 2,9 тысячи Geelly, 2,5% тысяч Volkswagen и чуть более 2 тысяч KIA. Кстати, рост спроса на Volkswagen вызван в том числе и уходом с белорусского рынка Skoda, машины этого автоконцерна в 2021-м уже нельзя реализовывать в нашей стране, поэтому покупатели в поиске близкого по духу, качеству и цене обратили внимание на эту марку.
А вот рынок подержанных автомобилей традиционно развивается, причем эксперты прогнозируют его существенное оживление. Ведь если новые машины подорожают, то люди снова обратят свое внимание на б/у авто. Правда, и тут перекупщики, играя на дефиците автомобилей в салонах, могут чрезмерно накручивать цены, поэтому достаточно новые 2-3-летние транспортные средства могут существенно подорожать.