С 14 ноября Польша ввела новые правила перевозки топлива, теперь особа, которая пересекает границу чаще, чем раз в сутки, должна иметь при себе не более 20 литров бензина, в противном случае придется платить пошлину. Согласно статистике пограничников, польская сторона за это время приказала вернуться в Беларусь 40 легковым автомобилям на Гродненском участке, брестский же регион в этом отношении спокойный – никаких нарушений зафиксировано не было.
Ужесточение правил пограничного контроля Польша провела из-за катастрофической ситуации в нефтяной промышленности, по подсчетам экспертов в стране более 7% бензина и 10% дизельного топлива привозится из соседних стран, в частности, из Беларуси. В результате бюджет потерял около 3,5-4 миллиарда долларов в год. И чтобы бороться с нелегальным ввозом топлива через границу, было решено ввести ограничение – проезд не чаще, чем раз в 3 суток, причем отсчет проводиться индивидуально для каждого технического средства, учитываются не календарные сутки, а время с момента предыдущего пересечения границы.
Правда, как рассказывают сами белорусы, годами подрабатывающие на перевозке топлива, бизнес стал невыгодным еще с 17 июня 2013 года, когда Польша постановила фиксировать все перемещения автомобилей и заносить в отдельный список транспортные средства, пересекающие границы чаще раза в неделю. В случае внеочередного появления на пропускном пункте автомобиль в обязательном порядке проверяют на уровень топлива в бензобаке и при обнаружении полной заправки требуют уплатить пошлину.
В результате доходы таких дельцов уменьшились, и многие перешли на иные виды подработки. В деле остались только владельцы автомобилей с разваренными баками, в которых таким способом объем емкости увеличился до 150 литров, тем самым давая возможность получить немалый навар. Также остались те люди, у каких есть доступ к бесплатной солярке, и дальнобойщики, которые за счет больших бензобаков могут перевезти большие объемы.
На разнице цены зарабатывают не только белорусы, но и польские жители приграничных областей, они, как правило, заправляются для себя или используют продажу бензина как дополнительный доход, к примеру, кроме продажи сигарет, купленных в Беларуси.
Нововведения не сильно скажутся на работе белорусской таможни, что уже показала статистика за эту неделю. Но особам, которые часто ездят в Польшу по делам, нужно следить за уровнем топлива в баке, чтобы не пришлось доплачивать за его излишки.